Липецкая школа йоги
Липецкая школа йоги

Несколько слов о нашей школе

Новости нашей школы и нашего сайта

Основные направления работы нашей школы

Необходимые атрибуты

Наши предложения

Наши печатные издания

Наши планы на будущее

Гостевая книга нашего сайта

Наша контактная информация

Количество посетителей со дня основания сайта
О единстве и разновидностях йоги.

С Уважением к Учителю Гуру Ар Сантэму в понимании сути природной йоги.

По эзотерическим данным считается, что родиной йоги является цивилизация Арктида, которая процветала много тысячелетий назад на материке, объединявшем современную Америку и Евразию, а затем, в результате глобальной катастрофы, исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Те жители Арктиды, которые уцелели после катастрофы, передали йогу славянским народам, представителями которых были уральцы, населявшую некогда северную часть Западной Сибири, простирающуюся между Обью и Уральскими горами.
Впоследствии знания по йоге укоренились в славянских племенах и стали основой языческих ритуалов, приобретя образ природной религии. Собственно йога всегда находилась на очень тонкой грани между религией и образом жизни. И чем именно она становилась для человека, зависело только от него самого, от его внутреннего устройства, от его внутренней организации. Если человек не подтверждал полученные природные знания собственным опытом, не проникал в их суть, йога для него становилась верой, внешней опорой, религией, сводом религиозных догм и предписаний, следование которым должно было бы быть неукоснительным. Это ставило человека на путь страдания. Если же он, получив знания, тут же пытался понять их суть, перевести на свой понятийный язык, сделать их частью своей жизни, то йога становилась для него образом жизни, давала ему внутреннюю опору – веру в самого себя, делая его независимым и внутренне свободным, что открывало для него путь познания через удовольствие. И тот и другой путь имели и имеют место в обществе.
Далее из славянских племён, облечённая в форму мифов, йога передавалась от Урала до самых отдалённых южных регионов земного шара. Её разносили мудрецы, называемые волхвами. Волхвы представляли собой группу людей, пользовавшихся особым влиянием в древности. Их огромное влияние основывалось на истинном глубоком понимании йоги, понимании тех причинно-следственных связей, лежащих в основе мироустройства, которые воспринимались обычными людьми как некие «тайны», недоступные обычным людям. Следует отметить, что в природе нет каких-то недоступных тайн, всё дело в том, что для того, чтобы что-то постичь, понять, необходимо приложить усилия, чего многие делать не очень-то и стремятся.
Постепенно этические и культурные мировоззрения йогического образа жизни стали проникать в южные регионы, такие как Индию, Китай, Тибет. Так при великом переселении народов, одна волна миграции древних Ариев понесла йогу в Индию и Тибет, а другая – в Египет. В Индии знания по йоге сохранились в народном эпосе ведической культуры и брахманизме. В Китае йогические знания повлекли за собой возникновения различных восточных единоборств и школ боевых искусств. В процессе развития человечества каждая традиция преломляла йогу в свете своего видения, окутывая её ореолом религии, который закрывал от человека понимание (желание понять) её истинной сути. Сокрытие возможности видения принципов истинной йоги, превращение их в религию были причинами множественных нападений на различные религиозные образования, в том числе и на Тибет.
Период XV по VI в. до н.э. является ведическим периодом в развитии йоги. Знания по йоге начали фиксироваться в различных писаниях, ставших впоследствии литературными памятниками, источниками йогических знаний. К таким литературным источникам можно отнести Веды, почитаемые как священные книги индийских мудрецов, а затем и появившимся комментарии к ним – Упанишады. Появление литературных источников способствовало развитию философии йоги и её систематизации.
Подхватив традиции древних ариев, Индия по сей день считается хранителем знаний по йоге. Однако знания, так свято хранимые индийскими традициями, поддерживаются в той форме и в том объёме понимания, в которых они были восприняты и истолкованы самими хранителями. К сожалению, в настоящий момент наследие знаний содержит лишь только форму, которую пытаются повторить все новоявленные традиции, но суть, содержание этой формы, передаваемая древними волхвами из уст в уста, воспринята лишь немногими – ибо суть никогда не является кричащей, она проста, но без неё остаётся ничтожной и ничего не значащей самая красивая форма – суть сохранённых традиций была утрачена. К сожалению, людям свойственно западать на яркие формы и проявления и лишь немногие, действительно что-то понимающие в этом, могут рассмотреть драгоценность среди посредственного проявления.
В настоящее время появилось очень много различных течений именуемых направлениями йоги, но которые по своей сути достаточно далеки от истинной (природной) йоги в её классическом понимании. Отдельные направления в йоге представляют собой лишь разновидность классической йоги, в которых основной акцент смещён с общей задачи самосовершенствования, на задачу освоения вполне конкретного способа. Следует отметить, что любое отклонение от классической йоги вредно и опасно тем, что увлечённый одной какой-либо техникой, не желая трансформироваться, подменяет основную задачу йоги. В настоящее время это довольно распространённое явление, провоцируемое внутренними страстями практикующего йогина, такими как гордыня, зависть, соперничество и т. д., делающими его особо критичным, нетерпимым и агрессивным.
Смещение акцента основной задачи в йоге на работу только с физическим телом или только с психическими проявлениями вызвало деление йоги на два основных направления: йога физики и йога ума.
В те времена, когда на Земле (Вольге) господствовала арктидская цивилизация, людям не нужно было строить дороги, потому что каждый из них обладал многими способностями (сиддхами). Йогой в те времена не занимались – она была частью образа жизни людей. Люди ею жили. И то, что сейчас люди считают чудесами, сверхъестественными способностями, было естественным, нормальным явлением, так как это было у всех.
Истинная, классическая йога представляет собой совокупность науки и практики, направленная на поддержание организма в здоровом состоянии, духовное развитие и поддержание соответствия состояний физических тел и тел психики человека. К сожалению по мере того как йога стала элементом моды, выделились и её отдельные направления. Этих направлений достаточно много. Но йога едина, как едина музыка, которая состоит из множества нот, множества оттенков. Однако музыка звучит только тогда, когда одна нота сменяет другую. Потому и полноценна йога тогда, когда она включает в себя всю совокупность направлений, представляющих собой не что иное, как её прикладной инструментарий.
Классика – это фундамент, основа. Классическая йога – восьми ступеней. Каждая ступень направлена на развитие и включение каждого тела. Разделение на ступени, пропагандирование каждой ступени по отдельности есть специально придуманная акция. Каждый, кто в дальнейшем стал преподавать какую-то из ступеней, просто первоначально почувствовал и увидел только этот аспект в йоге. Это выгодно было тем, кто не хотел давать истинную йогу ариев. Её разделили тогда на аспекты и разнесли по свету. В период Кали-Юги жрецы, не желая передавать знания простому народу, стали дробить йогу на куски. В результате этого дробления появилось много разных направлений. Люди перестали жить йогой. И сейчас уже практически никто серьёзно йогой не занимается, но при этом все очень хотят прослыть йогами. Любое разделение – в любых науках – это делается преднамеренно, чтобы запутать человека, чтобы он не мог соединить воедино, увидеть события, явления – целостно. Частично видит, частично понимает, а вот причины, следствия, последствия – нет. Йог учится видеть всё едино. Части умеет соединять в целое, целое – разбирать на части. Соединять в целое учат этапы освоения.
По своей сути Природная йога подразделяется на две основные ветви:
- йога, направленная на совершенствование физических тел, состоящих из собственно материального физического тела, эфирного тела (тела энергий), астрального тела (тела чувств) и ментального тела (тела мыслей);
- йога, направленная на совершенствование психических тел, состоящих из тела буддхи (тело программ), тел самадхи (тел состояний) и тела нирвикара-самадхи или самадхи-3 (тела духа или направленности развития).
Существует также и третья ветвь, не выделяемая в классических трудах ранее, которая является вспомогательной и представляет собой совокупность техник и методов очищения организма (это различные терапии, гигиена, питание, мудры, бандхи, мантры, янтры, мандалы и т.д.)
Совокупность всех трёх ветвей представляет собой понятие классической йоги, которая подразделяется на восемь ступеней. Именно такое подразделение дало повод в некоторых системах употреблять название аштанга-йога – то есть восьмиступенчатая йога. Каждая из этих ступеней даёт возможность человеку научиться сдержанности и управлению, как соответствующим телом, на работу с которым она направлена, так и на гармонизацию работы тел между собой.
Изначальное толкование термина «аштанга» представлялось как «восемь основ». Само же понимание термина аштанга-йога понималось, как йога, основанная на восьми принципах. Важным моментом в аштанге-йоге являлось утверждение, что «не йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развивать себя до соответствия идеалам Традиции». Конечно, такая формулировка несколько категорична. В данном утверждении основная задача йогина всё-таки подменена. Йогин, всё-таки, должен развивать себя не до соответствия каким-либо Традициям, а до соответствия своих физических и психических тел уровню своего постоянно обновляющегося Духа. Современное понятие аштанга-йоги оказалось сильно искажено, так как под ним понимается уже не соблюдение восьми принципов, а вид йоги, в основе которого лежит силовые упражнения, сочетающиеся с быстрыми движениями. Современная аштанга-йога развивает выносливость, силу и гибкость. Что делает её разновидностью гимнастики и категорически отделяет от сути самого понятия йоги.
Йога физического тела, именуемая как хатха-йога, включает в себя такие принципы как яма, нияма, асана и пранаяма. Посредством этих упражнений достигается контроль над четырьмя физическими телами. Яма и нияма также включены в этот раздел йоги, так как они представляют собой работу по управлению соответствующими телами – астральным и ментальным. Данные принципы выстраивают пространство человека, как внешнее, так и внутреннее. Асана и пранаяма воздействуют непосредственно на физическое и эфирное тело и, опосредованно, через них на все остальные тела. Причём эффект этих воздействий и путь их протекания для мужчин и женщин различен.
Яма представляет собой сдержанность в своих внешних проявлениях, нияма – сдержанность внутреннюю. В более древних йогических школах к занятиям, например, асанам, йогина допускали только после освоения ямы и ниямы. Это привело к тому, что йога стала считаться чем-то совершенно недоступным – яму и нияму без остальных ступеней могли наработать только единицы, и даже им на это требовалось значительная часть их жизни. Это также считается достаточно серьёзным искажением, которое препятствует освоению йоги. Яму и Нияму не нарабатывают как рефлекс «собаки Павлова», а закладываются йогином при выполнении соответствующих упражнений (Наули, Уддияна Бандха, Уддияна Бандха Кирия). Йога – это всё-таки не занятие, а образ жизни, который должен быть доступен любому человеку, который позволяет совершенствоваться и быть лучше, гармоничнее и сохранять своё здоровье.
Практика йоги не как образ жизни, а как занятие в большинстве случаев порождает разочарование и агрессию, ибо само по себе понятие «занятие» ориентировано на достижение какого-либо результата. Что само по себе есть корысть.
Асана представляет собой наработку сдержанности физической, направленной на разотождествление рефлекторного ответного действия физиологического тела, на воздействие, оказанное на другие тела. Эффект асаны достигается посредством упражнений над физиологическим телом, принятие различных поз с изменением в них естественного хода энергий. Работа в асанах с энергиями даёт такой неожиданный эффект как неординарность мышления, раскрывает глубокие уголки подсознания. Без энергии асана – это просто поза в детской игре «Море волнуется раз…», которая утрачивает свою целесообразность в статике. Утрата этого аспекта привела к возникновению такого течения в йоге как динамическая йога. Динамическая йога представляет собой последовательность чередующихся друг за другом асан. Сам процесс динамического чередования понимается в современной трактовке как виньяса.
Само же значение термина виньяса подразумевало комплекс асан, выполняемых с индивидуальным ритмом, плавно перетекающих одна в другую и направленных на достижение какого-либо конкретного эффекта (наработку конкретного умения, сиддхи). Освоив конкретные состояния, даваемые асанами, йогин мог переходить к следующей стадии совершенствования – виньясе. То есть объединению асан в единую серию, причём в индивидуальном порядке и с индивидуальным ритмом. Асана в данном понимании это отдельная нота, виньяса – музыка, состоящая из отдельных нот. Известных асан в классической йоге – 88 и мелодия уже зависит от самого композитора, от его внутреннего устройства, стихий входящих в его состав и сам ритмический рисунок проявляется уже индивидуально, выборочно, согласно своему полу.
Пранаяма, направлена на наработку сдержанности энергетической, умение управлять своими внутренними энергетическими потоками, процессами, ритмами и состояниями.
Вторым направлением является йога ума, называемая раджой-йогой, направленная на совершенствование четырёх психических тел (совершенствование психики). В настоящее время практикующий йогин может создать гораздо большее количество психических тел (до 20), что, соответственно увеличивает количество принципов в классической йоге. К сожалению, раджа-йога также была искажена и искусственно подразделена на различные направления, которые по своей сути представляют собой приёмы достижения чего-либо и к таким направлениям относятся как: бхакти-йога, джнани-йога, карма-йога, аштанга-йога, янтра-йога, мантра-йога и т.д.
Сегодня подобных разновидностей много и каждый трактует их по-своему. Каждый претендует на то, что он прав, что он один знает, что такое классическая йога, что этого другой никто однозначно сказать не может. В результате создали много направлений йоги и как следствие превратили йогу даже в некое пособие для самоубийц. Написано много книг, выходит много видео пособий. Многие ездят по миру, собирают информацию о том, где какая йога. Когда люди читают, вроде бы всё им понятно, а в голове в результате ничего не укладывается. Зачастую человек сам не знает нормального устройства нашего мира. Если бы человек чётко знал устройство мира, откуда что берётся и как всё даётся, он совсем по-другому смотрел бы на мир. В результате незнание мира создаёт вот такое неправильное понимание.
Раджа-йога. В классической индийской философии является одной из основополагающих направлений йоги. Основной целью раджа-йоги принято считать достижения контроля ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между иллюзией и реальностью и достижение так называемого освобождения.
Само по себе понятие освобождение в индуизме (мокша или мукти) понимается в современном мире как освобождение из круговорота смертей и рождений (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования. Однако в классическом понимании освобождение от страданий и ограничений было непременно связано с отречением, отказом от определённого аспекта. Подобное освобождение основано на подавлении своего желания - сначала на ментальном уровне («чтобы и мыслей об этом не возникало»). Мысли постепенно проходят, но чувства остаются. Йогин принимался за истребление чувств, овладевая своим сознанием. Чувства закрывались, но оставалось подсознание, в котором неизменно пульсировало желание души. Установить контроль над подсознанием труднее, так как ритмически пульсирующее желание души (потребность в конкретных энергиях, в реализации конкретных энергий души), взывало к проявлению этого в человеке, но осознано запираемое сознанием и сверхсознанием человека, рождало в нём страдание – то есть несоответствие его действий потребностям его души. Желание – это всего лишь энергия, и, если она не найдёт выход в одном месте, она выйдет на поверхность в другом. Ибо отказ от желаний – это, прежде всего утрата Духа, реализующегося посредством неё в материальном мире, утрата связи с Природой, ибо желания Духа – это лишь аспект материализации идеального мира в материальный. Лишённая Духа Душа утрачивает смысл своего существования – она больше не причастна к единому процессу творения и эволюции мира, она выпадает из мира (не это ли считается выходом из круговорота сансары?). А так как душа – это импульс единого творения, и импульс этот уже состоялся, то просто так исчезнуть он не может. Возникает вопрос о трансформации этого импульса, этой энергии. Как вариант решения этой проблемы предлагается слияние с каким-то «более высоким» (а на деле зачастую гораздо более низким по эволюционному уровню души, ибо более высокий уровень уже имеет в своём опыте последствия подобного поглощения, и обладает грамотностью в этом вопросе) божеством.
Состояние нирваны в индийской философии понимается как прекращение всех желаний. Но если все желания прекращены, то зачем жить? Откуда брать жизненную энергию? У души пропадает возможность самореализации в материальном мире, у духа пропадает необходимость в данном воплощении – он не может материализовать свою высшую идею.
Исказив основополагающий аспект йоги – состояние наивысшего удовлетворения, основанного на полном соответствии своих действий, помыслов и стремлений желаниям и стремлениям своей души, называемой нирваной – многие направления йоги, к сожалению, утратили свою суть и стали представлять из себя всего лишь пути для подавления своих желаний.
Например:
Бхакти-йога – стала представлять не как самопознание в себе индивидуальности, божества, умение вычленять свои желания и чувства и следовать им, а как вытеснение своих желаний желаниями другой души – божества, с которым стремится слиться адепт. Фактически, бхакти-йога во многих традициях стала лишь способом подавить свои желания через доминирование над ним желаний другой души, способом забыть о своих желаниях. Бхакт (преданный) всё делается ради Бога – кушает, работает, занимается любовью и т.д., не для себя, а для Бога, это бхакт (человек, поклоняющийся выбранному божеству в одной из выбранных им форм. Выбор формы зависит от личностных эмоциональных особенностей самого бхакта). Призывают соединиться с каким-то Богом и больше не рождаться. Данный вид узкого направления в йоге приводит человека к потере своих тел души, своих личных наработок. Человек зачастую становиться автоматом от того божества, с которым объединяется. Желание людей отдать свою душу, объединиться с божеством – управляемо и специально вызываемо. Человеку сообщают некое очень приятное состояние. Он привыкает к нему, западает на него, желает всё время в нём пребывать. Сам при этом он его не нарабатывает, а хочет в них быть без специальной на то практики. Человеку проще объединиться с божеством. Сначала становиться его автоматом. Выполняет данные ему задания, в дальнейшем забирают все его тела – душа прекращает своё существование в иерархии душ. Не хочешь жить – значит, самоубийца, хочешь убить свою душу – убивай её. Но не будь йогом, можно отдать и так свою душу Богу, если он только её возьмёт. Но зачем призывать остальных? Слияние допустимо на время между мужчиной и женщиной при занятии любовью (выход обоих в самадхи-2). После чего каждый обретает сам себя, свою индивидуальность, свои границы. Взят элемент слияния и преподнесён в извращённой форме: слияние и потеря своей души. Умельцы выхватили элемент йоговского умения и исказили в выгодных для себя позициях.
Бхакти-йога – это развитие тел души. Данный вид практики тренирует умение отказываться от своего эго, умение принять другого, признавать его приоритет, умение отдавать, наработку альтруизма.
Нидра-йога. Данная разновидность йоги построена всего лишь на одном упражнении взятого из йоги – это Шавасана. Опять-таки, умельцами был выхвачен из контекста йоги один элемент и на его основе создано целое направление.
Кундалини-йога. Её ещё называют также наукой о «змеиной» силе. При этом змея символизирует энергию, суть, осознание, обновление и игру духа. Кундалини-йога считается достаточно древней практикой и достаточно опасной. Предполагается, что йогические практики в этом направлении передавались Гуру своим ученикам после длительного процесса инициализации. Суть кундалини-йоги заключается в активизации нижних чакр и стимуляции поднятия энергетического потока от нижних чакр в верхние с последующей активизацией каждой из чакр. Для достижения этого эффекта в кундалини-йоге применяется ряд дыхательных и медитативных упражнений, произнесения специфических мантр, направленных на активизацию чакр. Опасность этой техники заключается в том, что для того, чтобы энергия смогла свободно подниматься вверх, каналы йогина должны быть при этом чистыми. Если же каналы закрыты (в силу духовного развития (варны), их недостаточная проработка по телам и т.д.) или загрязнены, то сильные восходящие энергетические потоки могут серьёзно травмировать физические ткани и приводить к непоправимым с точки зрения и физического, и психического здоровья последствиям.
Помимо прочего, в практике кундалини-йоги, как и в других направлениях йоги, присутствуют ошибочные, искажённые или недостаточные знания об устройстве чакральной системы человека, устройство его тел, двойниках и т.д.
И таких подобных направлений в современном мире очень много. Безусловно, человеку сложно разобраться в этом многообразии йоги, тем более какая куда приводит.
Таким образом, все узкоспециализированные направления в йоге являются уловкой трансформирующегося сознания человека, желание создать себе что-то гарантированное фундаментальное, на что оно может опереться и больше не возвращаться к данному вопросу. Ведь это очень просто – найти успокоение в том, что тебя больше не беспокоит. Но в чём здесь опыт души? Гораздо сложнее начать учиться строить взаимоотношения, учиться управлять энергией так, чтобы она текла свободно и незамутненно. Безусловно развитие – болезненный процесс для сознания. Сочетание основных направлений йоги (йога физики и йога ума), не разделение их, а одновременная, параллельная практика, даёт возможность избежать подобных уловок трансформирующегося сознания. Ибо, когда трансформация сознания произошла и оно ухватилось за очередную опору, начинается трансформация физического тела, которая продолжается до тех пор, пока устоявшиеся концепции сознания не перестанут соответствовать трансформирующейся действительности. И в этот момент сознание вновь теряет свою опору. Поставленное перед фактом материальной реальности, оно снова вынуждено перестраивать свои концепции, претерпевать трансформацию. При гармоничном сочетании этих двух направлений, в их всё-таки природном понимании, путь трансформации (достижения свободного течения энергий созвездий, заданных при зачатии – именно оно лишает человека боли и страданий) становится более гармоничным и устойчивым, он нивелирует уловки сознания, стремящегося остаться в состоянии покоя.
Не следует превращать йогу в орудие для самоубийства. Такая йога воспитывает бездумных героев, служак, автоматов, это не йога, а просто физкультура и даже не лечебная. Такие занятия вредны для человеческого организма.
Занятия йогой должны быть энергетичными, осознанными, полноценными – питающими последовательно и душу и тело человека, помогающими человеку выйти из-под зависимостей, а не уводящими неизвестно куда и зачем, и тем более не призывающими к самоубийству своей души.
Йога – это естественный способ по набору всех уровней природных энергий. Йога помогает человеку стать энергетичным, обрести свою голову, научиться ей пользоваться по назначению, осознать задачи своей души, выйти на свои силы, на путь своей души. С помощью занятий йогой человек самостоятельно набирает энергии для своей души, которые необходимы для выполнения его миссии, служению Космосу.
Йога помогает мужчине разобраться, кому ему надо служить, а кому не надо. Когда молодой человек начинает бежать по своему жизненному пути так быстро, что успевает наделать много разных ошибок, как исправимых, так и не исправимых, не разобравшись и не понимая жизненных ситуаций, попадает в кармические капканы, создаёт долги. Кажется, что энергии у него много, её навалом и её можно тратить направо и налево, не задумываясь о последствиях, как в плане здоровья, так и в кармическом плане. В результате растрачивает в начале своего жизненного пути большую часть энергии, данная ему от рождения и которая предназначена на всю жизнь. Как результат, теряются атрибуты, сиддхи своей души и как следствие понижается статус души. Вторую же половину жизни пытается хотя бы частично восстановить то, что было и как-то прожить на оставшихся энергиях.
Йога даёт знания, с помощью которых человек может самостоятельно разобраться, что ему надо, а что не надо, что его порабощает, а что делает свободным. Человек обучается, как принимать решения, чтобы остаться целостным и не потеряться на много лет или даже жизней для себя. Занимаясь йогой человек, заполняет свои энергетические пробелы в душе по всем слоям и уровням, нарабатывает свою личную энергию, за которую он никому недолжен. Задача занятий йоги вывести человека из-под зависимостей, поднять уровень души, стать самостоятельным, разумным, разбирающимся, энергетичным. Когда человек становится энергетичным, он получает возможность выйти из-под своих энергетический доноров. Наличие своей природной энергии позволяет человеку сделать правильный выбор для своей души. Энергия заполняет слои человека, выстраивает его стержень (ядро, средний и внешний слой находятся в полном соответствии и энергетическом единстве).
К сожалению, в настоящий момент, с одной стороны, йогу превратили в цирковое представление, с другой, в тренажёр по изготовленью сверхпрочных тел, в их понимании, но это, к сожалению, всего лишь безэнергетичная физкультура или аэробика под лозунгом йоги, которая обесточивает все слои человека, истощает, а не питает. Философию йоги выкинули из процесса обучения за ненадобностью, ввиду своего не знания и не понимания её. Не применение набора природной энергии при занятии йогой – это всего лишь физкультура.
Занятия йогой должны быть с набором природной энергии, что даёт просветление сознанию, чистку от эмоциональных сбросов, состояний, восстановление всех тел человека, возможность духовного развития, выход на свои силы, понимание жизни, подтекста всего происходящего и главное – желание жить в мире, согласии и гармонии со всеми живыми существами. Когда энергии много, её не надо захватывать у другого, устраивать войны, соперничества и соревновательности. Любая природная энергия находится в свободном доступе для любого человека. Любые виды ограничений по набору природных энергий преследуются по природным законам.
Йога – это механизм эволюции души и способ её восстановления.

Здоровье человека
Здоровье человека – это совокупность положительных состояний, свидетельствующих об энергетическом балансе и целостности человека. Нарушение энергетической целостности может отражаться в утрате положительных состояний, а при дальнейшем прогрессировании – утрате энергетической и физической целостности организма – то есть возникновение заболевания. Само же понятие «заболевание» имеет в современном мире надуманный смысл. В Космосе нет такого представления как «заболевание», есть только недостаток энергий, которые вызывают изменения в тех или иных телах человека и его Души.
Мировоззрение и мировосприятие, свойственное прошлым периодам, связанным с Кали-Югой, были направлены на утрату чувствительности отклонений в энергетической целостности. Это было частично связано с тем, что многие вопросы в те времена решались посредством магических действий, наличие которых сразу же отражалось в утрате положительных состояний. Проповедование эволюционного роста через страдание имела и имеет направленность к искажению главного индикатора целостности – здоровья, следовательно, человек утрачивает соответствующий образ жизни, оставляя всё происходящее с ним на самотёк.
Пребывание в состоянии постоянной удовлетворённости, культивирование в себе положительных состояний даёт возможность человеку вовремя замечать и устранять возникающие энергетические недоразумения, а, следовательно, задумываясь о своём поведении, о своих взаимоотношениях, о своей целостности. Что делает его неуправляемым с точки зрения окружающего общества. Ведь легче всегда убедить человека, что именно это ему надо, если он и без этого «надо» чувствовал себя абсолютно дискомфортно. В этом случае его ассоциативный ряд не свяжет усугубившееся состояние с навязанными ему моделями поведения. Напротив, если человек при каком-либо действии утрачивает состояние благодушия, это заставляет его думать и действовать в направлении восстановления этого состояния, что неизменно может привести его к пересмотру своих взаимоотношений и самокоррекции своего поведения. Этот процесс называется самовосстановлением энергетической целостности и обязателен для любого, практикующего йогу, целительство, астрологию и другие науки.
Исцеление, с позиции Школы Йога Гуру Ар Сантэма, представляет собой процесс восстановления целостности отдельно взятого органа или ткани, восстановление функции системы, в который входит орган, функций организма, здоровья и долголетия, выражающегося в восстановлении процесса регенерации всего организма в целом. То есть восстановление всех точек энергетической силы.

Статья составлена на основе книг Гуру Ар Сантэма
«Йога. О единстве и разновидностях йоги»,
«Путь духовного развития йога»,
Книги Гуру Ар Сантэма, Ари Кио «Практикум.
Путь духовного развития: стать человеком,
йогом, богом»,
книги Гуру Ар Сантэма, Ари Вараникора
«Введение в целительство для астрологов I-II ранга».